Проверенный путь

Автор: Алексей Костылев

10.06.2016

Развитие платной дорожной инфраструктуры в России началось в конце прошлого века

Во всем мире уже несколько столетий успешно используются платные магистрали, мосты, туннели и эстакады. Они предоставляют автомобилистам комфортные условия проезда и качественное дорожное покрытие, государственным властям и муниципалитетам – возможность развивать транспортную инфраструктуру, а бизнесу – выгодный механизм для инвестирования. С 90-х годов прошлого века, руководствуясь опытом благополучных соседей, Россия начала развивать платную автомобильную сеть. Вскоре этот процесс превратился в устойчивую тенденцию.

Вначале было слово

Впервые российские власти задумались о внедрении платных дорог в стране в 90-е годы прошлого века. В то время страна находилась в глубоком кризисе, и денег на поддержание дорожной инфраструктуры не хватало. В связи с этим действующий тогда президент РФ Борис Ельцин издал указ от 8 декабря 1992 года «О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе», который открыл возможности для создания платных трасс, хотя и потребовал доработок. 27 июня 1998 появился новый указ «О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования», регламентирующий порядок создания платных дорог. Согласно документу, плату за проезд разрешалось брать лишь при наличии бесплатной альтернативы на другой дороге по аналогичному направлению. В этом же году появился пилотный проект, целью которого было показать ряд преимуществ платной дороги. В частности, автолюбители смогли оценить качество дорожного покрытия и экономию времени, обусловленную отсутствием пробок и комфортной скоростью передвижения. Пилотным проектом стал реконструированный и введенный в эксплуатацию в 1998 году 20-километровый участок трассы М-4 «Дон», идущий в обход села Хлевное в Липецкой области. Согласно распоряжению правительства РФ от 22 апреля 1999 года его сделали платным. Опыт был признан удачным, и уже в 2000 году к нему присоединили дополнительный участок дороги в обход города Задонска, при этом общее количество платных километров увеличилось до 50.

Устойчивое развитие

Владимир Путин, сменив на посту главы государства Бориса Ельцина, продолжил курс на развитие платных автомагистралей в России. 8 ноября 2007 года он подписал закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», где была детально прописана процедура введения платы на дорогах и обязанности концессионера (инвестора-застройщика). Согласно закону, экстренным службам, транспорту общего пользования (кроме такси, маршрутных такси и другого коммерческого транспорта) и транспортным средствам организаций почтовой связи разрешалось ездить бесплатно по любым дорогам. Концессионера, в свою очередь, обязали содержать дороги в надлежащем состоянии, предоставив возможности для привлечения подрядчиков. Для взимания платы решено было использовать как наличные средства, банковские карты, так и транспондеры - специальные устройства, закрепленные в автомобиле, позволяющие проезжать пункты сбора оплаты без остановки. За основу были взяты западные системы оплаты проезда. В настоящий момент их существует три вида: открытая, закрытая и электронная. 
При открытой системе оплаты дороги водитель проезжает через специальные пункты, но на них возможно образование небольших заторов. В закрытой системе оплаты при въезде на трассу выдается билет, а при выезде вносится плата за проделанный путь. Но если билет был утерян, то водитель заплатит по максимальному тарифу. При этом на коротких платных участках, где нет дополнительных въездов и выездов, как правило, оплата производится сразу же при въезде. 
Наиболее прогрессивной является электронная система оплаты проезда, но она требует установки транспондера, который содержит информацию о счете автовладельца. Удобство этой системы заключается в том, что оплата может производиться даже на большой скорости. Кроме того, в России оплата через транспондер в ряде случаев дает 10-процентную скидку.
Пользуясь этими системами, российские автовладельцы успешно оплачивают проезд по определенным участкам федеральных и региональных дорог общей протяженностью (по данным ТАСС на конец 2015 года) 740 километров.

Только вперед

После ведения платы на первых участках М-4 «Дон» в 2002 году платными стали сразу четыре дороги в Псковской области общей протяженностью 226 километра: Старый Изборск - граница с Эстонией, Остров - граница с Латвией, Опочка - граница с Белоруссией и Ольша - Невель. Их особенность заключается в том, что перед введением платного режима они не были реконструированы. 
В 2008 году платные дороги начали приходить в большие города. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области появилась магистраль Западный скоростной диаметр, которая стала крупнейшим инвестиционным проектом в сфере дорожного строительства в современной России. Южный участок трассы начинается от развязки Кольцевой автомобильной дороги, Предпортовой улицы и Дачного проспекта, а заканчивается у набережной реки Екатерингофки. Этот участок был полностью сформирован лишь к 2014 году. Северный участок берет свое начало у Приморского шоссе и заканчивается съездом на трассу E18 «Скандинавия» и Зеленогорское шоссе. Он стал платным только в мае 2014 года. Управляющей компанией всех перечисленных трасс является ГК «Автодор».
В будущем российские власти планируют развивать платную транспортную сеть страны, в частности Западный скоростной диаметр. Южный и северный участки этой магистрали будут соединены центральным участком, который пройдет через Адмиралтейский и Приморский районы, объединяя их с Васильевским островом. Также в рамках данного проекта будут построены сразу три моста через Морской канал, Корабельный фарватер и Петровский фарватер, а также тоннель под рекой Смоленкой. Западный скоростной диаметр общей протяженностью 46,6 километров после окончания строительства будет полностью платным. 
Кроме того, уже ведется строительство платной скоростной автомагистрали, которая соединит Санкт-Петербург и Москву. Ее хотят сделать платной на протяжении всех 669 километров. Движение по первому участку в обход Вышнего Волочка в Тверской области было открыто 28 ноября 2014 года, а платной дорога стала 21 сентября 2015 года. В этом же году была введена плата на участке от Москвы до Солнечногорска, который сейчас можно использовать, добираясь из столицы до Санкт-Петербурга или наоборот. Также по проекту властей к 2017 году может быть закончено строительство платной ЦКАД протяженностью 530 километров в Московской области. Проект был запущен в 2014 году. Помимо этого, сейчас активно обсуждается развитие дорог в южной части страны, в частности строительство трассы Краснодар - Абинск - Кабардинка.

Последние новости

Дороги в цифрах

Анализ ситуации

Будь в курсе

Подпишись на новости

Видео

В

В

Е

Р

Х