«Шиканы» из «Формулы-1», «успокоение движения» и «конфликтное регулирование» – новые термины появятся в российском дорожном ГОСТе, который планируется ввести в действие уже в 2021 году. Как сообщает «Коммерсантъ», проект нового стандарта был разработан РосдорНИИ по заказу Минтранса для выполнения задач нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Так к 2024 году смертность в ДТП, в том числе с участием пешеходов, должна снизиться в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом.
Стоит отметить, что вслед за новыми терминами на трассах неминуемо появятся и новые дорожные элементы, из-за которых автомобилистам придется притормозить.

Регулировать нерегулируемые

В новом стандарте впервые прописаны условия, при которых разрешается устраивать нерегулируемые переходы на четырехполосной дороге – интенсивность трафика не должна превышать 12 тыс. машин в сутки, а разрешенная скорость движения транспорта – 60 км/ч. Уточняется, что обязательным условием станут «приподнятая разделительная полоса» и дополнительное освещение.
«На двух-трехполосной дороге нерегулируемый переход допустим с ежесуточным трафиком выше 15 тыс. машин.
В местах с нерегулируемыми переходами стандарт рекомендует ограничивать скорость автомобилей 20 км/ч в жилых зонах, 30 км/ч — на двухполосных дорогах, 40 км/ч – на четырехполосных дорогах в жилых районах и на магистральных улицах. При «повышенном риске возникновения ДТП» с участием пешехода документ предписывает ставить камеры», – сообщает источник.

Шикана для успокоения

«Успокоить» жаждущих скорости и спешащих автомобилистов разработчики ГОСТа планируют с помощью принудительного сужения проезжей части зигзагообразной разметкой по краям, организацией парковочных мест, уменьшением ширины полос, а также с помощью принудительного изменения траектории движения машин на «зигзагообразную» с помощью направляющих островков. Эти островки в проекте стандарта как раз именуются «шиканами» – в «Формуле-1» так называется связка из поворотов на прямой трассе, заставляющая сбросить скорость.
Шиканы будут применять по большей части на односторонних улицах или дорогах с двусторонним движением, но без примыканий и выездов со дворов и с интенсивностью трафика, не превышающей 500 машин в сутки.

Светофор убережет от конфликта

На автодорогах III и IV категорий рекомендуется применять «конфликтное регулирование». В стандарте так называется специальная настройка светофора на перекрестках, позволяющая совместить в один цикл поворот автомобилей направо и переход дороги пешеходами. При этом зеленый сигнал светофора для пешеходов должен включаться на 5-10 секунд раньше зеленого сигнала для машин.
Уточняется, что подобная настройка наиболее актуальна для дорог с «выраженной неравномерностью и низкой интенсивностью пешеходного потока».

Мысли, опережающие ГОСТ

Несколько слов о будущих нововведениях от представителей экспертного сообщества:

«В наших госстандартах давно ничего не менялось по отношению к пешеходным переходам, — отметил он. — Мы не могли, например, сделать островок безопасности на дороге шириной менее 7,5 метра, где по одной полосе в каждую сторону. Тогда как европейский опыт показывает, что островки безопасности, приподнятый пешеходный переход и сужение дороги перед ним позволяют снизить аварийность.
Нужен специальный орган, который бы обобщал всю мировую практику и бескомпромиссно внедрял у нас. По сути, такая структура есть — это недавно созданная правительственная комиссия по безопасности дорожного движения. К сожалению, единства в понимании проблемы у МВД, Минтранса и дорожников нет. Поэтому реализовать все предложения, разработанные специалистами РосдорНИИ, будет трудно», – считает координатор проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог», депутат Госдумы Александр Васильев.

«Бывают ситуации, когда в час пик по дороге проезжает огромное количество машин и использовать нерегулируемый пешеходный переход нельзя. Зато в остальное время суток там пусто. В итоге ежесуточные показатели не превышаются, все соответствует ГОСТу, а по факту создается опасная ситуация», – отмечает глава экспертного центра Probok.net Александр Шумский.

«Не знаю, насколько продуманы предложенные мероприятия. Мне не совсем понятно это предложение ввести связку поворотов: это не уменьшает скорость. И я боюсь, что если мы сделаем такие зигзагообразные связки, мы начнём «ловить» водителей в барьерные ограждения, которые будут обязаны поставить», – убежден эксперт региональной тематической площадки ОНФ «Безопасные и качественные автомобильные дороги в Московской области» Андрей Цэрне.

«Разработка ожидаемая. Но это только первая редакция, всё будут долго согласовывать, утрясать. Там много всего хорошего. Например, приподнятые пешеходные переходы. Это уже давно применяется в наших малых городах, очень эффективно. Второе – на разделительные полосы возвращаются островки безопасности. Их убрали, потому что они мешали уборке снега, но сейчас они будут возвращены. И у них будет отбойник со стороны автомобилей – он обеспечит безопасность пешехода», – рассказал председатель общественного движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов.

По материалам: «Коммерсантъ»; «Парламентская газета»; «Радио 1»

Последние новости

От первого лица

Будь в курсе

Подпишись на новости

Видео

В

В

Е

Р

Х