15-16 февраля прошел Российский инвестиционный форум «Сочи - 2018», ставший традиционной площадкой для обсуждения социально-экономических проблем и путей развития страны между бизнесом и властью. Представители федеральных и региональных министерств и ведомств совместно с крупнейшими игроками финансового и экономического рынков РФ рассмотрели пути увеличения притока прямых инвестиций в инфраструктуру, в первую очередь, за счет использования механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП).
«Одни бюджетные деньги не способны раскрутить экономику, поэтому нужно стимулировать коммерческие инвестиции, создавать привлекательные для инвестора условия», – отметил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, выступая на Пленарном заседании Форума «Инвестиции в регионы – инвестиции в будущее». Важнейшие элементы таких условий, по словам премьера, это стабильность и предсказуемость ведения бизнеса, а также комфортные и прозрачные правила и гарантии для инвесторов. Государственно-частное партнерство можно смело назвать одним из ключевых драйверов развития региональной инфраструктуры. Именно на их основе реализуются крупнейшие проекты по строительству железнодорожных путей, автомагистралей, медцентров, стадионов школ и детских садов.
Подробнее условия, необходимые для подобного «инфраструктурного прорыва», участники Форума рассмотрели на Круглом столе «Инфраструктурная ипотека: государственно-частное партнерство 2.0», на котором обсуждалась актуальность запуска новых механизмов финансирования ГЧП-проектов. Дмитрий Медведев в ходе дискуссии еще раз отметил жизненную важность инфраструктуры, приведя в качестве примера успешного решения транспортных проблем города ГЧП-проект строительства и эксплуатации ЗСД: «Я сам получаю удовольствие, когда еду по родному Петербургу в рамках Западного скоростного диаметра, потому что (кто в Петербурге жил, знают) это радикальным образом поменяло передвижение по огромному, очень сложному городу, который ещё и памятником является, где масса самых разных проблем, связанных именно с исторической застройкой». По словам министра транспорта РФ Максима Соколова, на развитие инфраструктуры требуется 10-15 млрд рублей, и при сегодняшних бюджетных реалиях необходимо активно включать новые механизмы и инструменты. Таким инструментом может стать инфраструктурная ипотека. «Мы считаем, что это будет очень серьёзный рывок», – сказал о введении этой программы глава РЖД Олег Белозеров. В своем выступлении он подчеркнул, что сейчас также остро стоит необходимость детально проработать законодательную основу взаимоотношений государства и концессионера в части разделения рисков.
Центральным элементом механизма инфраструктурной ипотеки, по мнению Андрея Костина, должен стать Фонд развития инфраструктуры. Президент банка ВТБ полагает, что в случае запуска, Фонд позволит включить механизм двойного рычага, при котором функция софинансирования проекта будет сочетаться с привлечением средств через выпуск облигаций фонда под госгарантии. «Такой формат имеет целый ряд преимуществ, по нашим подсчётам он способен дать мультипликатор на 1 рубль государственных денег до 8–10 рублей привлечённых инвестиций», – отметил Костин.
Разумеется, для запуска подобной программы нужна не только тщательная проработка всех тонкостей вопроса, но и согласованная работа над проектом соответствующих ведомств. Поэтому глава Правительства РФ Дмитрий Медведев дал распоряжение в недельный срок окончательно урегулировать разногласия по механизму инфраструктурной ипотеки, подчеркнув, что без развития инфраструктуры у России не будет будущего.
За время работы Сочинского форума было заключено и подписано, по данным организаторов, более пятисот соглашений на общую сумму свыше 790 млрд рублей, большая часть которых прошла между представителями регионов и частного бизнеса.
А самые успешные проекты, которые на сегодняшний день уже реализуются, были отмечены на четвертой церемонии вручения наград лучшим проектам в сфере развития инфраструктуры и государственно-частного партнерства «РОСИНФРА 2017», учрежденной Национальным центром ГЧП. В этом году на соискание премии было подано 85 заявок из 38 субъектов РФ. Награды представителям компаний вручил Министр экономического развития Российской Федерации Максим Орешкин.
Среди 12 победителей оказалось немало проектов, связанных с транспортной отраслью. Лучшим транспортным ГЧП-проектом было признано создание автодороги «Обход Хабаровска», разработанным Группой «ВИС», которая также стала лауреатом в номинации «Лучший частный инвестор». В номинации «Частная инициатива» за инвестиционные проекты по созданию и эксплуатации в Наро-Фоминском городском округе и Одинцовском районе Московской области путепроводов через железнодорожные пути лауреатом премии стала «Подмосковная платная дорога».
Лауреатами премии в номинации «Квалифицированный заказчик», которая была представлена в двух категориях: федеральный и региональный уровень, стали госкомпания «Автодор» и Правительство Санкт-Петербурга.
В рамках Сочинского форума было анонсировано несколько крупных транспортных проектов: ДСК «АВТОБАН», Российский Фонд Прямых Инвестиций и турецкая строительная компания Makyol вошли в консорциум по строительству четвертого пускового комплекса «ЦКАД»; губернатор Московской области Андрей Воробьев подписал трехстороннее соглашение о создании и эксплуатации автомобильной дороги «Виноградово – Болтино – Тарасовка» с группой «ВИС» и «Газпромбанком», а также соглашение с компанией «РВМ Капитал» о сотрудничестве, которое предусматривает строительство двух путепроводов в Раменском и Можайском районах Подмосковья; губернатор Ростовской области Василий Голубев и председатель правления госкомпании «Автодор» Сергей Кельбах подписали соглашение о сотрудничестве по строительству дороги в обход города Аксая; Группа «ВИС» подтвердила готовность реализовать проект скоростной дороги Алнаши – Малая Пурга в Удмуртии.
Фото: Сергей Коньков, Российский инвестиционный форум
«Одни бюджетные деньги не способны раскрутить экономику, поэтому нужно стимулировать коммерческие инвестиции, создавать привлекательные для инвестора условия», – отметил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, выступая на Пленарном заседании Форума «Инвестиции в регионы – инвестиции в будущее». Важнейшие элементы таких условий, по словам премьера, это стабильность и предсказуемость ведения бизнеса, а также комфортные и прозрачные правила и гарантии для инвесторов. Государственно-частное партнерство можно смело назвать одним из ключевых драйверов развития региональной инфраструктуры. Именно на их основе реализуются крупнейшие проекты по строительству железнодорожных путей, автомагистралей, медцентров, стадионов школ и детских садов.
Подробнее условия, необходимые для подобного «инфраструктурного прорыва», участники Форума рассмотрели на Круглом столе «Инфраструктурная ипотека: государственно-частное партнерство 2.0», на котором обсуждалась актуальность запуска новых механизмов финансирования ГЧП-проектов. Дмитрий Медведев в ходе дискуссии еще раз отметил жизненную важность инфраструктуры, приведя в качестве примера успешного решения транспортных проблем города ГЧП-проект строительства и эксплуатации ЗСД: «Я сам получаю удовольствие, когда еду по родному Петербургу в рамках Западного скоростного диаметра, потому что (кто в Петербурге жил, знают) это радикальным образом поменяло передвижение по огромному, очень сложному городу, который ещё и памятником является, где масса самых разных проблем, связанных именно с исторической застройкой». По словам министра транспорта РФ Максима Соколова, на развитие инфраструктуры требуется 10-15 млрд рублей, и при сегодняшних бюджетных реалиях необходимо активно включать новые механизмы и инструменты. Таким инструментом может стать инфраструктурная ипотека. «Мы считаем, что это будет очень серьёзный рывок», – сказал о введении этой программы глава РЖД Олег Белозеров. В своем выступлении он подчеркнул, что сейчас также остро стоит необходимость детально проработать законодательную основу взаимоотношений государства и концессионера в части разделения рисков.
Центральным элементом механизма инфраструктурной ипотеки, по мнению Андрея Костина, должен стать Фонд развития инфраструктуры. Президент банка ВТБ полагает, что в случае запуска, Фонд позволит включить механизм двойного рычага, при котором функция софинансирования проекта будет сочетаться с привлечением средств через выпуск облигаций фонда под госгарантии. «Такой формат имеет целый ряд преимуществ, по нашим подсчётам он способен дать мультипликатор на 1 рубль государственных денег до 8–10 рублей привлечённых инвестиций», – отметил Костин.
Разумеется, для запуска подобной программы нужна не только тщательная проработка всех тонкостей вопроса, но и согласованная работа над проектом соответствующих ведомств. Поэтому глава Правительства РФ Дмитрий Медведев дал распоряжение в недельный срок окончательно урегулировать разногласия по механизму инфраструктурной ипотеки, подчеркнув, что без развития инфраструктуры у России не будет будущего.
За время работы Сочинского форума было заключено и подписано, по данным организаторов, более пятисот соглашений на общую сумму свыше 790 млрд рублей, большая часть которых прошла между представителями регионов и частного бизнеса.
А самые успешные проекты, которые на сегодняшний день уже реализуются, были отмечены на четвертой церемонии вручения наград лучшим проектам в сфере развития инфраструктуры и государственно-частного партнерства «РОСИНФРА 2017», учрежденной Национальным центром ГЧП. В этом году на соискание премии было подано 85 заявок из 38 субъектов РФ. Награды представителям компаний вручил Министр экономического развития Российской Федерации Максим Орешкин.
Среди 12 победителей оказалось немало проектов, связанных с транспортной отраслью. Лучшим транспортным ГЧП-проектом было признано создание автодороги «Обход Хабаровска», разработанным Группой «ВИС», которая также стала лауреатом в номинации «Лучший частный инвестор». В номинации «Частная инициатива» за инвестиционные проекты по созданию и эксплуатации в Наро-Фоминском городском округе и Одинцовском районе Московской области путепроводов через железнодорожные пути лауреатом премии стала «Подмосковная платная дорога».
Лауреатами премии в номинации «Квалифицированный заказчик», которая была представлена в двух категориях: федеральный и региональный уровень, стали госкомпания «Автодор» и Правительство Санкт-Петербурга.
В рамках Сочинского форума было анонсировано несколько крупных транспортных проектов: ДСК «АВТОБАН», Российский Фонд Прямых Инвестиций и турецкая строительная компания Makyol вошли в консорциум по строительству четвертого пускового комплекса «ЦКАД»; губернатор Московской области Андрей Воробьев подписал трехстороннее соглашение о создании и эксплуатации автомобильной дороги «Виноградово – Болтино – Тарасовка» с группой «ВИС» и «Газпромбанком», а также соглашение с компанией «РВМ Капитал» о сотрудничестве, которое предусматривает строительство двух путепроводов в Раменском и Можайском районах Подмосковья; губернатор Ростовской области Василий Голубев и председатель правления госкомпании «Автодор» Сергей Кельбах подписали соглашение о сотрудничестве по строительству дороги в обход города Аксая; Группа «ВИС» подтвердила готовность реализовать проект скоростной дороги Алнаши – Малая Пурга в Удмуртии.
Фото: Сергей Коньков, Российский инвестиционный форум