Мировая история развития платных дорог

На сегодняшний день в мире существует более 23 миллионов километров автомобильных дорог. Из них 140 тысяч километров являются платными. Население всех развитых стран лояльно относится к подобной инфраструктуре, потому что она позволяет с комфортом ездить по безопасным и качественным магистралям и автобанам.

От сотворения мира

История платных дорог началась в Великобритании в XVII веке, когда еще не было автомобилей. Первыми пользователями платных дорог были повозки, запряженные лошадьми. Еще в те времена власти сталкивались с проблемой отсутствия бюджетного финансирования на развитие инфраструктуры, поэтому введение платы за пользование дорогами стало адекватной мерой, помогающей местным бюджетам развивать транспортную сеть. В 1663 году Парламент Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии впервые наделил чиновников полномочиями взимать пошлину за проезд по дорогам, а полученные средства вкладывать в их ремонт. В 1707 году эти полномочия перешли к специальным трастовым компаниям. Они развивали дорожную инфраструктуру, привлекая кредитные средства и погашали долги за счет дорожных сборов. В 1825 году количество таких компаний перевалило за 1000, что вызвало небывалый подъем в области строительства дорог. К концу XIX века трасты построили и взяли под контроль около 80% дорог по всей Великобритании.

Американская история

Похожий строительный бум наблюдался в это время в США. Правда, на автомобилях тогда ездили немногие. Передвигаться на них было привилегией богатых, а простые люди по-прежнему довольствовались повозками, запряженными лошадьми. Ситуация кардинально изменилась после 1908 года. Известный американской промышленник Генри Форд начал выпуск бюджетного автомобиля Ford T, который в народе прозвали «Жестяная Лизи». Эта машина «взорвала» рынок и превратилась в настоящий символ США начала ХХ века. Резкое увеличение количества автомобилей на улицах потребовало быстрого развития дорожной инфраструктуры, для чего по тому же принципу, что и в Англии, были созданы специальные трасты.
Сегодня дорожная сеть США насчитывает более 90 тысяч километров дорог, 10 тысяч из которых являются платными. Это одна из самых разветвленных и удобных транспортных магистралей в мире. В таком виде она была создана всего за 17 лет (c 1956 по 1973 годы), во многом благодаря закону о доходах с магистралей. Законодательная инициатива была принята в 1956 году и способствовала учреждению специального Федерального дорожного фонда, финансирующего Национальную систему магистралей. 
Успешный опыт США в области развития дорожно-транспортной инфраструктуры взяли на вооружение европейские страны, также прославившиеся качественными дорогами.

Галопом по Европам

История платных дорог континентальной Европы началась в 50-е годы прошлого века с ростом автомобилизации населения. Количество автомобилей резко возросло, а дорожная сеть осталась на прежнем уровне. Некоторые европейские страны пытались покрыть расходы на строительство дорог из бюджетных средств, но это оказалось непосильной ношей. В результате властями Франции, Италии и Испании было принято решение взимать плату за проезд на определенных участках магистралей. Примечательно, что в 80-х годах. XX века платные дороги начали появляться в Югославии и некоторых других странах соцлагеря.
После образования Евросоюза начался процесс интеграции платных дорог стран-участниц в единую сеть. Для этого была создана Европейская ассоциация платных дорог, в которую сейчас входят 17 стран ЕС. Она управляет более чем 23 тысячами километрами платных автомагистралей. 
В целом по ЕС количество таких трасс постоянно растет. Самая большая протяженность платных участков во Франции – 10 тысяч километров и Италии – 7 тысяч километров, а самый большой доход платные дороги приносят в Испании и Норвегии - 46% и 32% соответственно от национального дорожного бюджета.
В Европе платные дороги обозначаются заглавной буквой «А». Размер оплаты зависит от массы и вида транспортного средства. Бесплатные же дороги маркируются заглавной «N».

Последние новости

От первого лица

Будь в курсе

Подпишись на новости

Видео

В

В

Е

Р

Х