Динамика ДТП на железнодорожных переездах в России вновь набирает обороты. Согласно данным РЖД, в 2021 году количество аварий с участием автомобилей и железнодорожного подвижного состава возросло на 7% в сравнении с 2020 годом. По информации пресс-службы «Российских железных дорог», за прошедший год было зарегистрировано 219 ДТП, в которых пострадали 133 человека, 49 из них – погибли. Наибольшее количество аварий произошло на Московской (26 случаев), Западно-Сибирской и Северо-Кавказской (по 24 случая) железных дорогах.
Среди наиболее распространенных причин подобных аварий выделяют нарушение ПДД водителями авто и поломку автомобиля при проезде через переезд.

Напомним, на сегодняшний день законодательством запрещено выезжать на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме, включенной звуковой сигнализации, запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, поднятых барьерных ограждениях и при наличии в поле зрения приближающегося поезда, а также, в том случае, если за переездом образовался затор, который ограничит водителю возможность полного и беспрепятственного проезда. Игнорирование данных правил – это грубое нарушение ПДД, которое представляет серьезную опасность для жизни и здоровья водителя и пассажиров.
В мае 2021 года были внесены изменения в КоАП, ужесточающие санкции по отношению к нарушителям. Их ждет штраф в размере 5 тыс. рублей. При повторном нарушении – лишение прав сроком на 1 год.

Профилактика и предубеждение

Несмотря на значительный штраф и вероятность смертельных аварий, многие автомобилисты по-прежнему легкомысленно относятся к соблюдению правил проезда через ж/д переезд. В особенности – к запрету въезжать в зону переезда только после того, как ее покинет впередиидущий автомобиль. Водителей можно понять – если неукоснительно соблюдать это правило, пробки на многих переездах страны могут вырасти в несколько раз, как по времени простоя, так и по протяженности.
Возможно, именно поэтому пост ГИБДД на участках одноуровневых пересечений автомобильных и железных дорог – явление достаточно редкое. Хотя для дорожной госинспекции – это настоящий Клондайк. В основном дело ограничивается профилактическими рейдами и информированием водителей о важности соблюдения ПДД.

Эксперты обвиняют застройщиков

По мнению профессора Высшей школы экономики Михаила Блинкина, одной из вероятных причин роста аварийности на железнодорожных переездах может быть непродуманная градостроительная политика и устаревшие нормативы строительства жилых и промышленных объектов.
«Наличие рядом с потенциальным местом застройки железнодорожных путей не является для застройщика ограничением с точки зрения транспортной инфраструктуры – регулирующими документами это никак не регламентируется. Если соблюдаются требования СНиП по удалению объекта строительства от железнодорожного полотна, связанные с шумом, то можно спокойно строить очередной жилой комплекс, промышленный или складской объект», – подчеркивает эксперт.

Эту точку зрения разделяет и координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. По его мнению, жители, новых микрорайонов в особенности, вынуждены нарушать ПДД на переездах просто от безысходности, опаздывая на работу или по делам.
«Безусловно, водитель, объехавший шлагбаум на переезде, нарушает ПДД и должен нести за это ответственность. Но простояв в пробке минут 40 или час и увидев опускающийся перед капотом шлагбаум или заморгавший запрещающий сигнал светофора, человек понимает, что рискует застрять надолго. Он чисто психологически старается избежать этого, проскочить, пока еще есть возможность», – пояснил Шкуматов.

Нет переезда – нет проблемы

Кардинальное решение проблемы пробок и аварийности на ж/д переездах эксперты видят в разведении транспортных потоков на разные уровни путем строительства путепроводов или «проколов» в железнодорожной насыпи. В таких случаях одноуровневый переезд ликвидируют, а на его месте появляется новый инфраструктурный объект. Этот подход уже нашел отражение в нацпроекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» – более 87 млрд рублей направлены на строительство 121 путепровода через железнодорожные пути до 2024 года.
К слову, в Московской области еще в 2013 году совместно с «Дирекцией Московского транспортного узла» была принята программа по ликвидации переездов, предусматривающая строительство 102 путепроводов, З8 из которых уже появились в наиболее загруженных местах.

По материалам: Газета.ru; РЖД
Фото: пресс-служба РЖД

Последние новости

От первого лица

Будь в курсе

Подпишись на новости

Видео

В

В

Е

Р

Х