Давай «по маленькой»!

Автор: Алексей Костылев

25.05.2016

Средний бизнес будет принимать участие в строительстве дорог в РФ

Взаимодействие государства и частных компаний в рамках решения социальных проблем уже давно практикуется во многих странах мира. В России ГЧП (государственно-частное партнерство) приобрело особое значение в последние десятилетие, поскольку бизнесу необходимы новые объекты для инвестирования. Наибольшую популярность данный формат сотрудничества получил в строительстве дорог.

Если друг оказался вдруг

Первые проекты по реализации государственно-частного взаимодействия в дорожном строительстве появились около 90 лет назад в США, но стали востребованы лишь в 50-х годах прошлого века, когда резко увеличилось количество автомобилей.
Наиболее распространенной формой ГЧП в РФ, как и в других странах, стала концессия, то есть договор, в рамках которого государство отдает концессионеру в пользование построенный им объект на оговоренный срок. При этом все расходы на создание и содержание объекта несет концессионер, а объект остается в собственностью государства. Сегодня в регионах РФ, согласно данным Единой информационной системы ГЧП в России (pppi.ru), реализуется более 30 проектов строительства автодорог в формате ГЧП, в том числе строительство автомобильной дороги «Восточный обход города Хабаровска», модернизация транспортного коридора «Приморье-1», обход Волгограда (южная часть), строительство автомобильной дороги регионального значения в Республике Коми Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар, строительство четвертого моста через реку Обь в Новосибирске и строительство второго моста через Волгу в Костроме. Все эти проекты находятся на разных стадиях реализации. Многие эксперты отмечают, что регионы нуждаются в ускоренном развитии инфраструктуры и их потребность в инвестициях в автодороги до 2020 года составляет приблизительно 20 триллионов рублей. Найти такую сумму только за счет бюджетных средств даже при условии федерального софинансирования - весьма проблематично. В связи с этим форматы ГЧП в рамках создания и ремонта региональной автодорожной сети становятся особенно востребованными.

Дороги – это по-крупному

По традиции в проектах дорожного строительства на базе ГЧП принимает участие крупных бизнес, потому что затраты очень велики, и без привлечения партнёрского или заемного капитала средним предприятиям очень трудно. Но эксперты не исключают, что не за горами тот день, когда бизнесмены небольшого масштаба станут полноправными партнерами концессионных соглашений, особенно когда речь идет о трассах регионального значения. «На мой взгляд, рамки ГЧП будут со временем расширяться, - считает заместитель генерального директора Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства Максим Любомудров. - Надо заметить, многие концессии регионального значения сейчас проходят при участии небольших строительных компаний». По мнению эксперта, ГЧП как форма финансирования и организации проектов будет эволюционировать, поэтому там могут появиться и более мелкие проекты, связанные с ремонтом и эксплуатацией. «ГЧП – это тот инструмент, который необходимо развивать, в частности в рамках госпрограмм по таким направлениям, как строительство, медицина и образование», - пояснил Максим Любомудров.

Есть одно «но»…

Безусловно, малый и средний бизнес рады любой возможности проявить инициативу и принять участие в реализации новых проектов, но есть препятствия, которые не позволяют отечественному предпринимателю чувствовать себя защищенным. «К сожалению, партнеры, в том числе государственные и муниципальные органы, не всегда выполняют свои обязательства в оговоренных объемах. Это влечет за собой очень неприятные последствия, вплоть до банкротства частных компаний», - заявила руководитель Аналитического центра общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Анастасия Алехнович. По ее данным, нередко происходят случаи, когда сотрудникам частных компаний попросту не выплачивают зарплату, а предприниматель оказывается виноват, хотя он рассчитывал на выплаты определенных сумм в рамках контракта, но они не были перечислены. По мнению Максима Любомудрова, защитным инструментом в таких случаях может выступать факторинг - комплекс финансовых услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа. Он позволяет эффективно вести коммерческую деятельность, в том числе и в рамках ГЧП, не боясь задержек по платежам от месяца до полугода.

Последние новости

От первого лица

Будь в курсе

Подпишись на новости

Видео

В

В

Е

Р

Х