В Счетной палате предложили Правительству РФ пересмотреть бюджетные затраты на содержание федеральных автотрасс. К такому решению в ведомстве пришли после проведенной проверки, которая показала, что процент соответствующих нормативу региональных дорог растет не так быстро, как хотелось бы. Даже в условиях реализации дорожного нацпроекта.
«За последние два года доля автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям, увеличилась на 7%. На текущий момент нормативным требованиям соответствует 84,8% федеральной дорожной сети. С региональными дорогами хуже – указанный показатель улучшился только на 1,1% – до 44,2%», – сообщил аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов.
Он подчеркнул, что 2019 году содержание 1 км федеральной дорожной сети в среднем было направлено 2,2 млн рублей. Тогда как на километр региональных трасс за аналогичный период – 288 тысяч рублей – почти в 8 раз меньше. В целом же на трассы регионального или межмуниципального значения в среднем направлялось менее 30% от нормативной потребности.
Нет нормативного акта – не будет дороги по нормативу
По мнению представителя СП такая ситуация возникла из-за имеющихся «пробелов» в законодательстве, отсутствии проработанных регламентов и нормативов.
«На сегодняшний день законодательно не закреплены критерии отнесения автодорог к определенному уровню их содержания, а также механизм, по которому Росавтодор распределяет бюджетные ассигнования на содержание автодорог по своим подведомственным учреждениям. Законодательно установлен лишь общий норматив размера бюджетных ассигнований, который применяется при формировании федерального бюджета на очередной год и плановый период. В результате в разных регионах объем доведенных средств сильно отличается от норматива», – отметил аудитор.
Поскольку нет никаких нормативно-правовых актов, определяющих порядок и критерии отнесения автодороги к соответствующему уровню содержания, то объем выделяемых бюджетных средств по факту не зависит ни от транспортно-эксплуатационного состояния дорожного участка, ни от уровня его загруженности. Таким образом, на содержание абсолютно идентичных участков автодорог одинаковой категории может быть выделен совершенно разный бюджет.
При этом, в Счетной палате подчеркнули, что фактическая стоимость содержания зачастую оказывается ниже расчетной.
Мнения
«Мы для себя поставили задачу до конца года разработать порядок и критерии для того, чтобы в следующие периоды выйти на проверку уже с четкими критериями, где и как тратится каждая государственная копейка на федеральные дороги», – рассказал руководитель Федерального дорожного агентства Андрей Костюк, присутствовавший на Коллегии Счетной палаты.
По мнению координатора «Синих ведерок» Петра Шкуматова, которое он озвучил в беседе с НСН, перераспределение бюджета на содержание федеральных трасс в пользу региональных автодорог кардинально ситуацию не изменит. Поскольку денег не хватает ни на те, ни на другие.
При этом эксперт подержал предложение Счетной палаты о введении нормативов по содержанию автодорог.
В свою очередь, председатель комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству Евгений Москвичёв назвал сложившуюся ситуацию нормой.
«Ничего тут страшного нет. Правительство выделяет серьёзные деньги. Программу эту поддержал президент три года назад, и вот выделяются такие деньги через министерство транспорта. Думаю, что к 2024 году будет больше, чем 50% — где 65%, где 70% в некоторых регионах. Поэтому нормально. Дороги региональные, как и федеральные 85% будет в нормативе, а те, которые надо по плану, по графику ремонтировать, реконструировать, они будут реконструироваться. Я думаю, что и во всех странах мира точно также, что не все 100% дорог бывают в нормативе. Поэтому есть такая национальная программа – «Безопасные и качественные дороги», – рассказал чиновник радиостанции «Говорит Москва».