Недалекое будущее

Автор: Алексей Костылев

11.07.2016

Беспилотные автомобили скоро начнут ездить по дорогам России

В наши дни почти все крупные автоконцерны имеют собственные разработки в области самоуправляемых транспортных средств. Возможность сосуществования на одной дороге человека и автопилота сегодня не вызывает сомнений. К примеру, американское Национальное управление безопасности движения на трассах (NHTSA) в феврале 2016 года подтвердило, что с юридической точки зрения искусственный интеллект может быть признан водителем так же, как и человек.

Первые эксперименты

Первая попытка создать беспилотный автомобиль была предпринята в 1961 году студентом Стэнфордского университета Джеймсом Адамсом. Тогда в рамках своей научной работы он сконструировал прототип так называемой «Стэнфордской тележки». Первый экспериментальный экземпляр управлялся с помощью сигнала, который подавался через кабель. Второй прототип Джеймса Адамса был уже радиоуправляемым. В 1970-х годах американский математик Джон Маккарти модернизировал «Стэнфордскую тележку», оборудовав ее системой технического зрения. Это позволило ей двигаться автономно, но свобода ее была не полной, поскольку тележка могла ориентироваться только по белой линию на полу. Дальнейшие усилия мировых конструкторов были направлены на разработку самоуправляемого автомобиля. Такую машину в 1980 году сконструировала группа немецких инженеров во главе с Эрнстом Дикмансом. Ему принадлежит ряд научных работ с подробным описанием конструкции роботизированного автомобиля. На базе разработок Дикманса в 1987 году был запущен проект «Прометей» стоимостью 1 миллиард долларов, предполагающий дальнейшую разработку и усовершенствование беспилотного автомобиля. Результатом проекта стал созданный в 1994 году Mercedes VAmP. В ходе тестирования он без помощи человека в течение нескольких часов ездил по улицам Парижа на скорости 130 км/ч, соблюдая правила дорожного движения. Несмотря на успех в испытаниях, в 1995 году проект был закрыт, а робомобиль так и не попал в производство.

Автопилот Google

Впервые о серийном запуске робомобилей с продвинутым автопилотом заявила компания Google. В 2011 году в рамках «Международной конференция IEEE/RSJ по вопросам интеллектуальных роботов и систем» инженер Крис Урмсон и профессор Себастьян Тран представили технологию, позволяющую считывать окружающую дорожную обстановку с помощью 64-лучевого лазерного светодальномера. Полученные таким образом данные синхронизировались в системе управления с картой местности, обеспечивая транспортному средству возможность свободно ориентироваться в потоке машин и доехать из точки А в точку Б без помощи водителя.
«Наши автоматизированные автомобили под контролем операторов уже проделали путь из нашей штаб-квартиры в Маунтин-Вью до офиса в Санта-Монике и бульвара Голливуд. В общей сложности самоуправляемые машины проехали более 140 тысяч миль. По нашему мнению, это первый подобный эксперимент в робототехнике», - отмечалось позже в блоге Google.
По состоянию на вторую половину 2015 года гугломобили суммарно проехали более 1 миллиона километров. Испытания проходят в реальных дорожных условиях и показывают хорошие результаты. Правда, в феврале 2015 году гуломобиль подрезал автобус, но в компании сразу же заверили, что внесли в программное обеспечение изменения, благодаря которым автомобили с автопилотом будут учитывать то, что автобусы и другие крупные транспортные средства не склонны уступать дорогу при перестроении. По словам разработчиков, в будущем подобные инциденты не должны повторяться.
Несмотря на то, что упоминание о беспилотных автомобилях, все еще выглядит немного фантастично, мировые державы уже готовят почву для их эксплуатации. К примеру, беспилотники официально разрешены для использования в некоторых штатах США: в Мичигане, во Флориде, в Калифорнии и в Неваде. Но одного разрешения мало, для того, чтобы обеспечить эффективную и безаварийную езду робомобилей, необходимо привести все дорожные объекты (разметку, знаки, светофоры и т.д.) в идеальное состояние. В Америке для продвижения беспилотных автомобилей создан целый альянс из ведущих мировых компаний, в который входят Google, Ford, Volvo, Uber и Lyft. Их главной целью является разработка единых правил, регулирующих эксплуатацию самоуправляемых машин, поскольку отсутствие федеральных норм стало одним из основных препятствий для внедрения на дороги самоуправляемых автомобилей.
Другие ведущие автоконцерны стараются не отставать и налаживают собственные разработки в данной области. Это Audi, BMW, Mercedes, Toyota, Hyundai и российский автоконцерн КАМАЗ.

Высокие технологии

В последние годы отечественное автомобилестроение достигло немалых успехов и может похвастаться проектом собственного грузового робомобиля, который КАМАЗ создал совместно с компанией Cognitive Technologies. По словам разработчиков, проект будет завершен к 2019 году. Еще три года понадобятся для корректировок российского законодательства, и один год - для запуска серийной сборки на заводе. Таким образом, робогрузовик может появиться на российских дорогах уже в 2023 году.
На сегодняшний день беспилотный КАМАЗ продемонстрировал положительные результаты в ходе дорожных испытаний на закрытом полигоне в Подмосковье. На скорости 60 км/ч он самостоятельно ездит по заданному маршруту, считывает установленные знаки и распознает участников движения: другие автомобили, пешеходов, велосипедистов и животных. Кроме того, машина способна ехать в колонне, объезжать препятствия и соблюдать дистанцию.
Следующим этапом станет проведение испытаний на дорогах общего пользования и увеличение скорости робогрузовика до 80 км/ч. Несмотря на высокотехнологичность, стоить беспилотный КАМАЗ будет всего на 10-15% дороже обычного, поскольку производители планируют использовать российские комплектующие.
По мнению маркетологов, наиболее востребованными беспилотники окажутся как раз в сегменте грузовых автомобилей, которые используются для производственных нужд. Сама по себе идея выпуска робомобиля, рассчитанного на широкого потребителя, хороша, но имеет множество нюансов, которые повлияют на спрос. Самый главный заключается в том, что далеко не всем придется по вкусу роль наблюдателя в собственном автомобиле. Поэтому повсеместное распространение беспилотников как личных и семейных средств передвижения остается темой на отдаленную перспективу.

Последние новости

От первого лица

Будь в курсе

Подпишись на новости

Видео

В

В

Е

Р

Х