Портал Roads.ru, пишущий о дорожной инфраструктуре нашей страны, запустил онлайн карту крупных дорожных строек по всей России. На схеме прорисованы дорожные объекты всех уровней, федеральные, региональные и местные. Нажав на каждую метку, можно зайти на форум и прочитать про дорогу побольше, а также посмотреть схемы, фото и узнать текущее положение дел. На карте отмечены не все текущие и планируемые дорожные работы, а лишь крупнейшие новые и реконструируемые дороги, развязки, путепроводы. Есть и некоторые объекты капитального ремонта, но лишь такие, где повышает категория трассы и число полос движения, а работы уже начаты. Именно поэтому дорожных строек на карте относительно немного, около 300. Об этом рассказал известный транспортный эксперт Андрей Мухортиков, сотрудник Центра организации дорожного движения Москвы и член Общественного совета при Министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области.
Пользуясь случаем, он выпустил обзор по текущим транспортным проектам в Российской Федерации, отметив, что плотность строек четко совпадает с плотностью населения: основной объем объектов сосредоточен в наиболее населенной центральной и южной России. Шестая часть строек (50 объектов из 300) находится в Москве, что также неудивительно: в столице и рядом с ней проживает 15% населения страны, транспортные проблемы здесь самые серьезные, а бюджету города по плечу крупные затраты.
Федеральные трассы
Госкомпания «Автодор» активно достраивает и реконструирует вверенные ей магистрали. Недавно открыта трасса М-11 "Нева" (кроме небольшого участка в обход Твери), благодаря чему путь между двумя столицами сократился с 8-10 до 5-6 часов. Процентов на 80 реконструирована трасса М-4 "Дон": в этом году открыт долгожданный обход Лосева и Павловска, что позволяет экономить не менее часа, еще на нескольких участках строятся внеуличные переходы и убирают перепады высот. На трассе М-3 "Украина" Москва и ГК Автодор в ближайшие годы реконструируют участки 50-65 км и 65-124 км. Трасса М-1 "Беларусь" будет реконструирована от ЦКАД до Кубинки.
Росавтодор активно расширяет трассу М-2 "Крым" в Московской и Тульской областей, а М-8 "Холмогоры" в последние годы расширили на самом пробочном и нагруженном участке - от МКАД до Пушкино, скоро работы начнут на следующем участке - от Пушкино до ЦКАД и расширят в Ярославской области (350-364 км).
Серьезно взялись в последнее время за самые загруженные "восточные" трассы - М-7 "Волга" и М-5 "Урал". М-5 "Урал" расширяют в Московской области (18-27 км), а также в Рязанской (300–306 км), Самарской (развязка на М-5 у микрорайона Жигулевское море и 1034-1042 км), Свердловской (подъезд к Екатеринбургу 79-121 км), Челябинской областях (1480-1494 км и 1548-1564 км), в Республике Башкортостан (1280-1312 и 1336-1344 км).
На М-7 "Волга" размах еще больше. В Московской области недавно построили очень нужную эстакаду в Балашихе, сейчас работы идут и планируются на участках 30-41 км, 50 км, 57-60 км, 69-80 км. Во Владимирской области работы будут на участках 101-103 км и 115-118 км, в Чувашии планируются расширения на 637-659 км и на мосту через реку Сура, в Татарстане построят несколько развязок (с Мензелинским трактом, Центральной улицей и Старосармановской улицей), расширят М-7 на участках 735-753 км, 761-771 км и реконструируют мост на 757 км, в Башкирии расширят дорогу на 1231-1270 км и 1321-1331 км.
В реконструкцию или капитальный ремонт попадают и другие федеральные дороги: А-181 "Скандинавия", Р-21 "Кола", Р-217 "Кавказ", Р-254 "Иртыш", Р-255 "Сибирь", Р-351 "Екатеринбург - Тюмень", Р-404 "Тюмень - Тобольск - Ханты-Мансийск", Р-402 "Тюмень - Ялуторовск - Ишим - Омск", А-360 "Лена", А-370 "Уссури".
Региональные дороги
Отдельно Андрей Мухортиков описал проекты реконструкции региональных дорог, особо выделив Московскую область: здесь насчитывается больше 10 региональных проектов реконструкции дорог. Планируется реконструкция Каширского шоссе от Апаринок до поселка Ям, Станционной улицы в Королёве, улицы Туполева в Жуковском, Октябрьского проспекта в Люберцах. Будут расширяться Путилковское, Лобненское, Леоновское, Носовихинское шоссе, участок Можайского шоссе на пересечении со 2-м Успенским шоссе.
Среди остальных регионов автор отметил Санкт-Петербург (развязки ЗСД с Шуваловским проспектом, Московского шоссе с Дунайским проспектом, Петрозаводского шоссе с Вознесенским шоссе), Калужскую область (реконструкция дорог Шанский Завод - Гиреево, Износки - Шанский Завод - Михали и Медынь - Гусево - Гиреево) и Самарскую область (развязка на пересечении улиц Ново-Садовая и Советской Армии, реконструкция дороги Тольятти - Ягодное и подхода к Фрунзенскому мосту). В остальных регионах проекты реконструкций единичные.
Обходы населенных пунктов
Объезды городов и поселков очень важны, так как позволяют вывести из жилых зон транзитный транспорт. Такие дороги нужна всем: жители населенных пунктов избавляются от шума под окнами и риска попасть под машину, а водители экономят топливо, время и нервы и могут без опаски ехать со скоростью 90-100 км/ч.
На трассе М-5 "Урал" строятся и проектируются обходы более 30 населенных пунктов в Московской, Пензенской, Самарской, Челябинской области, в Мордовии и Башкортостане. От транзита в ближайшие годы избавятся Тольятти, Октябрьский, Островцы, Спасск, Сим, Зубова Поляна, Аким-Сергеевка и десятки деревень и сел.
На трассе М-4 активно строится обход Ростова-на-Дону и подходы к обходу Аксая, начаты работы на западном обходе Краснодара, проектируется и новое направление трассы А-289 "Краснодар - Крым", которое через несколько лет позволит вывести сквозной транзит из Темрюка, Славянска-на-Кубани и десятка кубанских станиц. С юга от будущей трассы, вдоль черноморского побережья строят обход Анапы и Виноградного. В работе обходы Тимашевска и станицы Ленинградская.
Из российских городов обходами или их участками в ближайшие годы обзаведутся Волгоград, Псков, Арзамас, Иваново, Орел, Кострома, Хабаровск, Липецк, Калуга, Екатеринбург, Вологда, Барнаул, Сочи, Новосибирск, Нижний Новгород, Лобня, Истра, Бобров, Орехово-Зуево, Сосновый бор, Электроугли, Усолье-Сибирское.
Этот список не учитывает обходы населенных пунктов, строящихся и планируемых при сооружении федеральных трасс таких как ЦКАД и М-12 Казань, а при реконструкции магистрали Таврида в Крыму транзитный транспорт удалось вывести из более чем 30 населенных пунктов.
Новые дороги
Эксперт, упомянув построенный хайвей М-11 «Нева» и близящийся к завершению проекта ЦКАДа в Московской области, рассказал о новой радиальной трассе М-12 "Казань" длиной 729 км. Эту скоростную платную дорогу планируется построить за рекордные 4-5 лет до 2025 года. Она станет частью транзитного коридора Европа - Западный Китай и дублером перегруженной трассы М-7 Волга. Строительство планируют начать уже в 2021 году.
На севере выделяются 2 крупных арктических объекта. Первая дорога - Надым-Салехард на Ямале длиной 347 км строилась 10 лет и почти готова: проехать уже можно, хотя она пока не вся в асфальте. Она соединит 50-тысячный Салехард и еще несколько населенных пунктов с федеральной сетью дорог. Вторая дорога соединяет Нарьян-Мар и Усинск, ее пока строят. В перспективе она станет частью коридора Нарьян-Мар - Усинск - Печора - Ухта - Сыктывкар, который соединит столицу Ненецкого АО с сетью дорог страны.
Несколько крупных объектов предусмотрены в Московской области. Упоминания заслуживают участок дороги, который соединит Новоегорьевское и Егорьевское шоссе, строящаяся развязка Ярославского шоссе с ул. Фрунзе (въезд в Мытищи), дорога Рублевский проезд - Северный обход Одинцова, которая свяжет Трехгорку с Рублевкой, а также возводимая в Химках развязка на пересечении М-10 "Россия" и улицы Репина.
Сведения о небольших строящихся дорогах в остальных регионах, к сожалению, отрывочны не немногочисленны. Отмечу Рпенский проезд во Владимире, дорогу по дамбе Брянск-I — Брянск-II, связку ул. Молодежная - бульвар Юности в Белгороде, Большое Казанское кольцо (участок от ул. Мидхата Булатова до ул. Технической), восточный выезд из Уфы, левобережный подход к мосту через Волгу в Ульяновске, подключение делового квартала "Лахта-центр" и продление Софийской улицы в Санкт-Петербурге, дорогу в Мурино в Ленинградской области.
Мосты через реки
Как и новые дороги, мосты повышают связность сети и снижают перепробеги, иногда на десятки и даже сотни километров. В стадии проектирования и строительства как минимум 13 новых мостов в тех местах, где переправ никогда не было: через Енисей в Красноярском крае, Западный мост в Твери, мост через балку Сухо-Соленовская в Ростовской области, в Уфе через реку Белая в створе улицы Интернациональной, Салехардский мост через Обь и мост через реку Пур в Ямало-Ненецком АО, мосты через пруд в Нижнем Тагиле, через реку Лена в Якутске, через реку Уда в Бурятии, через реку Свирь в Ленинградской области, 4-й мост через Обь в Новосибирске, мост через Шексну в Череповце и через Зею в Амурской области.
Еще 18 мостов строятся рядом с существующими либо реконструируются. Само собой, десятки мостов через реки строятся или будут построены в рамках больших трасс типа ЦКАД, М-12, Надым-Салехард. На фотографии новый мост через Амур в Китай, скоро его откроют.
Путепроводы через железные дороги
Железнодорожные переезды в одном уровне с дорогами отравляют жизнь сотням тысяч автомобилистов каждый день. Как правило, они разбиты и не только тормозят движение, но и убивают подвеску автомобилей. К сожалению, путепроводов вместо переездов или в новых направлениях строится очень мало: в списке их всего 16.
Немало путепроводов построят в Московской области, где в последние годы уже сделан большой рывок в этом направлении. Это эстакады у платформ Жаворонки, Аникеевка, Опалиха, Быково, Лесной городок, между ул. Мира и Ярославским шоссе в Мытищах, в составе Северного обхода Лобни.
Появятся такие путепроводы на некоторых федеральных трассах: на М-7 (347 км) в Нижегородской области, на М-8 на подъезде к Костроме, на М-5 (960 км) в Самарской области, на М-10 (363 км) в Новгородской области, на трассах Р-255 "Сибирь" в Кемеровской области и Р-228 в Саратовской области. Новых региональных объектов, помимо Московской области, пока насчитали всего 3: в Курчатове Курской области, Всеволожске Ленинградской области и Мичуринске Тамбовской области. Еще 8 существующих путепроводов предстоит реконструировать.
Подводя итог, Андрей Мухортиков пожелал федеральным органам власти, отвечающим за дороги, не только больше проектов и денег на их реализацию, но и больше информационной активности с онлайн-отчетностью по всем дорожным стройкам страны.
По материалам ЖЖ Андрея Мухортикова https://crusandr.livejournal.com/