В минувшую субботу в Кузбассе произошло без преувеличения важнейшее событие: официально был введен в эксплуатацию последний участок автомагистрали Кемерово – Ленинск-Кузнецкий. Значение объекта трудно переоценить как автомобилистам, так и кузбасским дорожникам, которые после долгого перерыва смогли достроить объект. Наши специалисты по праву считаются одними из лучших в стране, и возведенная ими современная автодорога это еще раз подтвердила. О том, как шел непростой процесс, с какими сложностями пришлось столкнуться и какие современные технологии использовались в процессе строительства, газете "Кузбасс" рассказал директор ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» Олега Шурыгина.

 Межрегиональный транспортный коридор

Олег Иванович, кузбасский автобан (если считать за первый участок в 5,4 километра, который ввели в 2006 году) строился 14 лет. Это самая длительная дорожная стройка в Кузбассе? И, наверное, самая масштабная?

– Действительно, за последние годы это самый серьезный и крупный объект дорожного строительства в Кузбассе. С участком реконструкции, введённым в эксплуатацию в 2006 году, общая протяжённость автомобильной дороги Кемерово – Ленинск-Кузнецкий составляет 67 километров. Это не только важнейшая транспортная магистраль области, но и одно из основных связующих звеньев сети межрегиональных транспортных коридоров, которые обеспечивают пропуск транспортных потоков в Алтайский край, Республику Алтай, Красноярский край, Республику Хакасия и страны Казахстан, Монголия и Китай. Но я хочу отметить, что работа наших специалистов только автомагистралью не ограничилась, хотя это и было задачей №1. Я напомню и о других крупных объектах. Например, в 2010 году завершено строительство автомобильной дороги улица Терешковой – город-спутник Лесная Поляна протяженностью 9,715 километра. Годом позже сдана в эксплуатацию автодорога Чугунаш – СТК «Шерегеш» протяженностью 16,492 километра, а в 2016-м завершено строительство автомобильной дороги Кузедеево – Мундыбаш – Таштагол «Обход пгт. Каз» протяженностью 14,5 километра.

Но все-таки гордость Кузбасса – автомагистраль. Единственная (надеюсь, пока) в регионе. В чем была главная сложность проекта?

– Без вопросов не обошлось. На таком масштабном проекте это было ожидаемо. Прежде всего, мы столкнулись с плохими грунтовыми условиями. Для нашего региона характерны переувлажненные глинистые грунты (суглинки тяжелые, пылеватые). Поэтому для обеспечения устойчивости земляного полотна применялись различные технические решения. Пришлось строить и искусственные сооружения для пересечения водотоков, автомобильных дорог, пропуска сельхозтехники. Это четыре мостовых сооружения, 13 путепроводов и 62 водопропускные трубы. При строительстве второго участка магистрали столкнулись с тем, что дорога в пойме реки Уньга пересекает Скорюпинские пруды, и для обеспечения устойчивости земляного полотна, а также сохранения экологического равновесия пришлось возводить дамбу длиной 700 метров с перепускной трубой. В ходе проектирования рассматривался вариант обхода прудов, но это привело бы к удорожанию строительства на 500 миллионов рублей. Поэтому остановились на дамбе. Также сложность была и в том, что на всем протяжении трассы проходит большое количество различных инженерных коммуникаций, которые приходилось выносить и переустраивать. Это и воздушные линии электропередачи, и бесчисленное количество подземных линий связи, а самым серьезным и технологически сложным вопросом было пересечение трех веток газопровода высокого давления на магистрали. Но мы нашли оптимальные решения. При этом отмечу, что в процессе выбора трассы новой дороги проектировщики учитывали интересы всех землевладельцев и постарались максимально снизить неудобства для предприятий сельского хозяйства и вредное воздействие на окружающую среду.

 Новейшие технологии

– Как за 13 лет изменились технологии дорожных работ? Приходилось ли вам на последних километрах дороги применять такие методы, о которых в 2006 году еще и не помышляли?

– Конечно. Технологии не стоят на месте. Например, на участках с плохими грунтовыми условиями для обеспечения устойчивости земляного полотна в некоторых случаях использовался геокомпозит «Гидромат-Техполимер 3 Д», в других – в основании насыпи были уложены георешетка «Славрос-Композит», заполненная щебнем, и геосинтетический материал «Канвалан» производства кемеровского завода КОАО «Ортон». На участке дороги, проходящем через пруд, для стабилизации основания насыпи был использован новый геосинтетический материал Stabilenka немецкой фирмы HueskerGeosynthetics, а для предотвращения распространения отраженных трещин при устройстве бетонного основания на швах сжатия была использована плоская георешётка SamiGrid XP 50S.

Устройство прикромочных лотков, которое на других дорогах делается практически вручную, здесь было выполнено с применением новейшего американского бетоноукладчика GomacoCommander ΙΙΙ.

Отмечу также, что при строительстве автодороги Кемерово – Ленинск-Кузнецкий с 2015 года использовалась постоянно действующая базовая станция ГЛОНАСС/GPS с зоной захвата радиусом 10 километров. Технология позволяет в реальном времени производить ряд работ: вынос в натуру всех элементов автодороги (включая подземные кабели связи, ЛЭП, искусственные сооружения), выполнять подсчет объемов строительных работ, геодезическую съемку и так далее.

При возведении земляного полотна и слоев дорожной одежды была использована техника с 3D спутниковыми системами нивелирования фирмы «Trimble», что позволило обеспечить высокую точность высотных отметок, а применение асфальтоукладчиков в сочетании с навесной бесконтактной системой нивелирования помогло значительно улучшить ровность покрытия.

Отдельно хочу сказать об Интеллектуальной Транспортной Системе и автоматической системе раннего обнаружения и прогнозирования зимней скользкости, которые у нас впервые предусмотрены на новой трассе. В единый комплекс объединены дорожные автоматические метеостанции, видеокамеры, электронные дорожные знаки, информационные электронные табло, на которых отражается текущее время, температура окружающего воздуха и дорожного покрытия, скорость и направление ветра и другие параметры. Также установлены беспроводные дорожные видеокамеры, электронные дорожные знаки. Эта система будет рекомендовать водителям оптимальный режим движения в зависимости от погодных условий и состояния дороги. Причем эту информацию каждый желающий может получить через интернет.

– Каков был объем инвестиций в проект?

– На сегодняшний день в общей сложности стоимость автомобильной дороги Кемерово – Ленинск-Кузнеций вместе с первым участком реконструкции составляет 21,433 миллиарда рублей. Из федерального бюджета было привлечено 9,434 миллиарда рублей. Все ремонтные работы финансировались из областного бюджета.

 Готовы к новым проектам!

Какой экономический эффект ожидается от ввода в эксплуатацию кузбасского автобана?

– Имея на всем протяжении от Кемерова до Новокузнецка автомобильную дорогу с четырьмя полосами движения, мы сможем снизить транспортную составляющую в цене продукции на 12-16%, повысить скорость передвижения товаров и услуг, и в конечном итоге это даст толчок к развитию прилегающих территорий и наших моногородов и обеспечит поступательное социально-экономическое развитие Кузбасса.

Кроме этого, скоростные дороги – это еще и доход от транзита. В настоящее время транзит через территорию РФ составляет менее одного процента товарооборота между странами Европы и Азии, то есть используется 5-7% нашего транзитного потенциала. Реализация этого потенциала возможна только при создании сети скоростных дорог. Завершение строительства автомагистрали Кемерово – Ленинск-Кузнецкий позволило обойти пять населенных пунктов (Береговой, Смирновка, Березово, Панфилово, Демьяновка), вывести из них транзитное движение, на порядок улучшить экологию за счет уменьшения шума, пыли, выхлопных газов, увеличить безопасность как для жителей, так и для всех участников движения. Всё это без сомнения скажется на повышении качества жизни нашего населения.

– Не планируется ли сделать платным проезд по автомагистрали?

– Не планируется. Изначально проектом были предусмотрены пункты оплаты в начале и в конце участка, даже начато их строительство, но вскоре было принято решение отказаться от платной системы. И сегодня проезд по автомобильной дороге Кемерово – Ленинск-Кузнецкий абсолютно бесплатный.

– Завершение этого проекта – гордость Кузбасса. Не случайно эту автомагистраль называют «дорогой жизни». Как бы вы оценили работу дорожников региона?

– Несомненно, у нас работают лучшие специалисты, без которых реализация такого сложного объекта была бы невозможна. Но я бы хотел отметить еще и роль губернатора Кузбасса Сергея Цивилева, который добился выделения средств на завершение строительства автомагистрали. Без этого реализовать проект было бы невозможно.

У нас много планов, в том числе строительство обхода Кемерова. Надеюсь, что с помощью Сергея Евгеньевича приступить к работам удастся в кратчайшие сроки. И еще хочу сказать: мы, дорожники, всегда готовы к выполнению самых сложных задач на благо региона.

Источник

Последние новости

Новости

Дороги в цифрах

Будь в курсе

Подпишись на новости

Видео

В

В

Е

Р

Х