В Череповце 10 августа состоится торжественное открытие Архангельского моста через реку Шексну. Новая транспортная артерия станет самой длинной переправой Вологодчины. Вместе с Южным шоссе мост образует транспортное кольцо по Череповцу, а также соединяет удобным маршрутом федеральную трассу А-114, которая связывает Вологду с Санкт-Петербургом. Как и когда начался этот проект, какие трудности в его реализации пришлось преодолеть, рассказал губернатор Вологодской области Олег Кувшинников.

Олег Александрович, завтра открывается новый мост, проект, который вы лично продвигали и курировали с самого начала. Расскажите историю создания этого сооружения, какие перспективы появляются у города и всего региона с его запуском?

Этот мост - уникальный! Он стал первым в России, на котором Н-образные стальные тросы соединяют пилоны с дорожным полотном параллельно друг другу, напоминая арфу. Это самый длинный мост в Вологодской области, его протяженность 1 километр 132 метра. А вместе с подходами со стороны реконструированной улицы Архангельской и вновь построенного Южного шоссе протяженность составляет 8 километров 877 метров. Конечно, я испытываю чувства огромной радости, гордости за нашу область, за наш город, удовлетворения и облегчения, что нам удалось реализовать этот проект. Архангельский мост открывает большие перспективы для развития Зашекснинского района Череповца, снимает транспортное напряжение в городе, дает импульс к освоению и развитию новых территорий, выводит жизнь череповчан на совершенно иной качественный уровень.

Подобных строек в городе не было более сорока лет, с момента запуска в эксплуатацию Октябрьского моста - еще одного символа Череповца, первого вантового моста, построенного на территории РСФРС. Теперь в городе их два. Новый мост строили ровно 1000 дней - почти три года, но на самом деле это проект длиной в 15 лет.

А что стало отправной точкой реализации этого проекта?

В 2007 году, когда я был избран мэром Череповца, создал рабочую группу по транспортной логистике, каждое заседание которой проводил лично. Череповец активно развивался. Поток транспорта и в городе, и в Зашекснинском районе увеличился в разы - городу нужен был не только новый мост, почти вся действующая транспортная инфраструктура требовала обновления. Именно поэтому сначала мы приступили к поэтапному ремонту и расширению существующих мостов и путепроводов, расширили основные городские перекрестки, установили новые светофоры и запустили "зелёную" волну по основным магистралям. Но параллельно мы начали подготовку к строительству нового моста. Я понимал, что этот процесс займет длительное время и без проекта мы вообще не сможем сдвинуться с места.

Когда появился проект моста, который вошел в федеральную целевую программу?

В 2008 году по итогам совещания у Игоря Левитина, возглавлявшего тогда министерство транспорта, вышел протокол, в котором впервые Вологодской области рекомендуется включить проект строительства моста в федеральную целевую программу при наличии проекта. Наличие проекта всегда является ключевым фактором. Нельзя прийти в министерство и сказать: а постройте нам мост, или школу, или больницу. Сразу спросят - где проект, где обоснование, где расчеты? И будут правы. Поэтому я за счет средств городского бюджета, несмотря ни на какие кризисы, заказал разработку проектно-сметной документации. Предпроектные проработки, изыскательские работы, разные технические варианты решения.

В декабре 2010 года окончательные технико-экономические выкладки представили специалисты ЗАО «Институт Гипростроймост «Санкт-Петербург». Интересно, что в скором будущем эта же компания выступила и проектировщиком Крымского моста через Керченский пролив. На заседании группы по транспортной логистике мы выбрали вариант: мост будет вантовым. Дальше началась работа над проектом. Положительное заключение госэкспертизы было получено в феврале 2013 года.

К этому моменту вы уже были губернатором Вологодской области.

Верно. И мне пришлось решать вопросы высочайшей долговой нагрузки на бюджет, заниматься обновлением социальной сферы муниципалитетов и массой других серьезных проблем. При остром дефиците бюджета надеяться на строительство моста стоимостью 16 млрд не приходилось... Но если бы я хоть в какой-то момент перестал верить в этот проект, можно было бы ставить точку. Я так не работаю, на полпути ничего не бросаю, поэтому продолжил заниматься мостом, обращаться в Минтранс, Росавтодор, к председателю правительства, к президенту.

Все же трудно представить, чтобы на область с населением 1,2 млн человек, на город с населением 315 тыс. выделили 16 млрд на муниципальный мост.

Понимаете, я стоял на развилке, как Илья Муромец перед знаменитым камнем. Направо пойдешь и откажешься от проекта - жители не поймут, налево пойдешь - концессия и платный мост - тоже не поймут… Надо было двигаться, пробиваться к руководству страны.

В вашей книге «Как стать/быть губернатором и остаться в живых» вы рассказываете, что в этот проект не верил никто из представителей федеральной власти, но вы продолжали "стучаться во все двери". Когда вы поняли, что проект будет реализован?

Это был 2014 год. Тогда президент России Владимир Владимирович Путин официально поддержал строительство моста в Череповце. А когда в 2017 году был заключен первый контракт и началось строительство I пускового комплекса - подхода к мосту со стороны улицы Архангельской, обратного пути уже не было. Спустя два года мы забили первую сваю будущего моста. Но до этого мы начали реконструкцию улицы Архангельской - подхода к мосту со стороны Заречья - за счет средств областного бюджета. На тот момент не было документально подтверждено федеральное финансирование, то есть оно не было выделено.

Получается, вы сильно рисковали…

Да, рисковал, шел ва-банк. Как правило, в кризисных ситуациях я принимаю достаточно смелые решения. У нас была единственная возможность - начать строить, стартовать, показать свои намерения. И мы этой единственной возможностью воспользовались. Как показало время, риск был оправдан.

Мы начали работы и продолжили обращаться в министерство. Нам постепенно стали выделять средства, сначала понемногу. Тем более была виза президента: рассмотреть, поддержать. Под конец года в федерации оставались неосвоенные средства, а тут мы - с грандиозной стройкой, и размеры траншей стали расти.

Первоначальный срок сдачи моста был намечен на 2025 год, потом – 2024-й, и, наконец, 2022 год. За счет чего удалось так существенно сдвинуть сроки возведения объекта?

Ускорить строительство позволила поддержка федерального центра. Я практически «не вылезал» из профильных федеральных структур, и эта моя уверенность и настойчивость помогли приблизить сроки окончания строительства моста.

Безусловно, надо отдать должное колоссальному опыту строителей. Мост в Череповце возводила компания, которая строила Крымский мост, - АО «Мостострой-11», а подходы к нему - одна из ведущих дорожно-строительных компаний страны - АО «ВАД», которая построила трассу «Таврида» в Крыму.

Надо отметить, что серьезную поддержку реализации этого проекта оказали советник президента Игорь Левитин и министр транспорта Евгений Дитрих. Еще будучи министром транспорта, Игорь Евгеньевич Левитин одним из первых поддержал проект строительства моста в Череповце и на протяжении всех этапов уделял большое внимание ходу строительных работ. Практически все наши личные встречи в последние годы начинались с обсуждения текущего статуса возведения моста. А Евгений Иванович Дитрих внес неоценимый вклад, чтобы работы в Череповце стартовали вовремя. В 2019 году он принял личное участие в церемонии устройства первой сваи нового моста. Я очень признателен им за ту сложную работу, которая позволила претворить в жизнь самый крупный инфраструктурный проект Вологодской области.

Олег Александрович, вы лично курировали эту стройку, внимательно следили за всеми этапами строительства, провели там десятки совещаний...

Да, я часто туда приезжаю. Не мог допустить, чтобы что-то помешало реализации этого проекта. Этого не хватает, того не хватает, тут надо помочь - сразу все вопросы брали на оперативный контроль. Мостостроители даже шутили, что ими никто так не руководил, как Кувшинников. Говорят, в других регионах максимум заместитель приезжает, а на Вологодчине лично глава региона на всех совещаниях. Так что у нас в процессе строительства, несмотря на пандемию, не было проблем ни со снабжением, ни с финансированием, ни с решением каких-то межведомственных вопросов.

Со строительством моста транзитом через Череповец по прямой соединяются две ключевые трассы Сергиев Посад - Череповец с автодорогой А-114 «Вологда – Санкт-Петербург». Какие преимущества это дает региону?

Новый мост позволит расширить транспортный логистический коридор в южном направлении, увеличить транзитные перевозки и укрепить связь Вологодчины в целом и Череповецкой городской агломерации в частности с центральными регионами страны. Сегодня автомобильная дорога Череповец – Сергиев Посад, проходящая по территории Вологодской, Ярославской, Тверской и Московской областей, включена в опорную сеть автомобильных дорог Российской Федерации. На трассе начались масштабные ремонтные работы, и я надеюсь, что эта дорога в перспективе станет федеральной.

За короткий промежуток времени удалось существенно изменить транспортную инфраструктуру в регионе? Какие дальнейшие планы в этом направлении?

Да, нам удалось завершить обход Вологды, построить мост в Череповце, передать несколько ключевых региональных трасс в федеральную собственность. В настоящее время реализуется еще два важнейших инфраструктурных дорожных проекта – расширение трассы А-114 и создание транспортного кольца в Вологде.

Благодаря упорной работе моей команды, выстроенным эффективным взаимодействием с федеральными коллегами удается быстро реагировать на новые вызовы, ставить и достигать самые амбициозные задачи по развитию транспортной инфраструктуры. Столько дорожной техники, сколько сейчас можно встретить на вологодских дорогах, в регионе не было никогда. Мы активно проектируем, строим, досрочно сдаем объекты и уже планируем работы на годы вперед. Разумеется, федеральный центр это видит и активно помогает нам как дополнительным финансированием, так и принятием на свой баланс региональных дорог. Как и в случае с Архангельским мостом в Череповце, сегодня мы работаем на перспективу.

Вместе с качественным изменением инфраструктуры меняется и система работы с подрядчиками: контрактация теперь проводится за несколько месяцев до начала работ, что позволяет дорожным организациям качественно подготовить автопарк и своевременно приобрести необходимые материалы. Масштабный сезон дорожных работ в регионе сейчас начинается уже в апреле, а заканчивается в октябре, пока позволяют погодные условия.

Первостепенной задачей нацпроекта «БКД», где мы в числе лучших в стране, было и остается обеспечение высокого качества проводимых работ. Помимо традиционного лабораторного контроля, за строительством и ремонтом дорог в регионе следят общественники. А их контроль, поверьте, порой бывает гораздо жестче любых приборов. И, наконец, какие именно дороги ремонтировать в районах в первую очередь, у нас давно решают не чиновники, а сами жители на градсоветах. Механизм себя полностью оправдал и непременно будет реализовываться дальше.

Вы однажды сказали, что строительство моста – это ваш главный проект в карьере губернатора. Мост построен. Какой ваш следующий главный проект, уже задумывались?

Я всегда заглядываю далеко за горизонт и понимаю, что Архангельский мост был, есть и будет моим главным проектом, моей гордостью и гордостью моей команды. Это проект, который я сам придумал в своей голове, хотя он был в генплане. Но это был виртуальный план, который на бумаге кто-то начертил в далеком 1968 году. Я выносил этот мост от идеи до воплощения. Это мост длиной в 15 лет. Эта мечта реализована, и я понимаю, что необходимо двигаться дальше. Теперь необходимо реализовать мои договоренности с президентом, которые он поддержал. Это расширение до четырех полос трассы между Вологдой и Череповцом, строительство Малого транспортного кольца в нашей областной столице, а также пуск в работу обновленного аэропорта в Великом Устюге. Не менее важно для меня привести в порядок дорогу на Великий Устюг (А-123 «Чекшино - Тотьма - Котлас – Куратово») и дорогу, соединяющую Вытегру с Ленинградской и Архангельской областями (А-215 «Лодейное Поле - Вытегра - Прокшино - Плесецк - Брин-Наволок»). Не сомневаюсь, что когда они будут реализованы, мы также будем ими гордиться.

Источник: Интерфакс
Фото: Секта свидетелей моста (группа ВКонтакте)

Последние новости

От первого лица

Будь в курсе

Подпишись на новости

Видео

В

В

Е

Р

Х